(одобрены методическим советом комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Тульской области, актуализированы в январе 2022 года)
Суицидальное поведение включает различные формы активности: от устных заявлений о намерениях и рассуждений на данную тему до неоднократных попыток, в том числе с летальным исходом.
Раннему выявлению подростков с эмоционально-поведенческими нарушениями и суицидальным риском способствует навык наблюдения взрослых, находящихся рядом с ними. Дети и подростки, находящиеся в кризисной ситуации, меняются: изменяется эмоциональная составляющая, поведение, внешний вид, отношения с одноклассниками и друзьями, интересы и др.
В целях профилактики кризисных ситуаций и суицидальных попыток для их разрешения рекомендуется особенно пристальное внимание уделять появлению в поведении подростка следующих особенностях психо-эмоционального состояния.
МАРКЕРЫ РИСКА В РЕЧИ РЕБЕНКА.
Следует обратить внимание на то, что проговаривает ребенок:
- прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях (Хочу умереть!», «Ты меня больше не увидишь!», «Я этого не вынесу!», «Скоро все это закончится!»);
- словесные намеки на приближающуюся смерть («Потерпите, недолго вам осталось со мной мучиться!», «Вы еще пожалеете (он, она еще пожалеет, но будет уже поздно!» и т.п.);
- жалобы на отсутствие смысла в жизни («Мне все надоело»; «Не хочу никого видеть»);
- шутки, иронические высказывания о желании умереть, о бессмысленности жизни («Никто из жизни еще живым не уходил!»);
- уверения в беспомощности и зависимости от других («Если с ней что-то случиться, то я не выживу, а пойду вслед за ней!» и т.п.).
- жалобы на дурные предчувствия («Я чувствую, что скоро умру» и т.п.);
- жалобы на неразделенные чувства любви, дружбы; отверженность в семье или в среде сверстников;
- самообвинения («Я ничтожество!», «Я ничего из себя не представляю» и т.п.);
- повышенный, стабильный интерес к проблемам смерти, частые разговоры о смерти, интерес к загробной жизни, к похоронным ритуалам;
- сообщение о конкретном плане суицида («Я принял решение. Это будет сегодня, когда предки уедут на свою дачу. Алкоголь и таблетки я уже нашел» и т.п.).
МАРКЕРЫ РИСКА В ПОВЕДЕНИИ И ВНЕШНЕМ ВИДЕ РЕБЕНКА.
Следует обратить внимание на поведение и внешний вид подростка:
- капризность, эгоцентрическая направленность на свои страдания, слезливость;
- приведение в особенный порядок своей комнаты, своих личных вещей; раздача некоторых вещей товарищам, окончательное выяснение отношений;
- тайные приготовления к чему-то, объяснить которые подросток отказывается или объясняет неубедительно;
- длительное состояние внутренней сосредоточенности, которое раньше не было для подростка характерным, отсутствие желания общаться с кем-либо;
- проведение длительного времени за компьютером, отгороженность от семейной и школьной жизни, нахождение и пребывание на сайтах особого содержания (самоубийства, неформальные молодежные объединения и т.п.);
- смена настроения (подавленность или оживленность) в несоответствующей ситуации;
- изменение аппетита (избирательность, отказ от еды/чрезмерное потребление пищи);
- нарушение сна (трудность засыпания, частые пробуждения, ранние просыпания, чувство усталости и разбитости после сна и т.п.);
- конфликтность/обидчивость при контактах со сверстниками и взрослыми (школа, семья);
- часто повторяющиеся попытки убежать из дома;
- потеря интереса, проявление равнодушия к той деятельности, которой ребенок до определенного периода был сильно увлечен (чтение, компьютерные игры, спорт и т.п.);
- резкие и немотивированные перепады настроения;
- частые вспышки агрессии, беспричинная озлобленность, повышенный тон разговора;
- болезненная реакция на ту или иную тему разговора;
- отсутствие желания заботиться о собственной внешности и личной гигиене (внезапная, ранее не характерная неопрятность и т.п.);
- двигательное возбуждение;
- склонность к неоправданно рискованным поступкам;
- неприязненное, враждебное отношение к окружающим, чувство ненависти к благополучию окружающих;
- немотивированная тревога;
- немотивированный страх;
- тоска как постоянный фон настроения, взрывы тоски с чувством отчаяния, безысходности, углубление мрачного настроения при радостных событиях вокруг;
- оценка собственной жизни, пессимистическая оценка своего прошлого и нынешнего состояния, избирательное воспоминание о неприятных событиях прошлого, отсутствие перспектив в будущем;
- активное взаимодействие с окружающими (стремление к контакту с окружающими, поиски сочувствия) либо нелюдимость, стремление к длительному уединению;
- самобичевание, сверхкритицизм и негативное отношение к себе, низкое самоуважение, низкая самооценка и ощущение никчемности собственного Я;
- внезапное (без видимых причин) наступившее спокойствие, умиротворенное состояние после длительного состояния депрессии.
Неожиданные изменения в состоянии и поведении подростка должны стать предметом внимательного наблюдения.
МАРКЕРЫ РИСКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
На что должны обратить внимание родители: изменения настроения, аппетита, нарушения сна ребенка, изменение отношения к своей внешности, стремление к длительному уединению, наличие поведенческих ритуалов (приведение в особенный порядок своей комнаты, своих личных вещей), интерес к теме смерти (появление в доме литературы по этой теме, переписка в сети Интернет и т.п.), проведение длительного времени за компьютером, нахождение и пребывание на сайтах особого содержания, отгороженность от семейной и школьной жизни, серьезные изменения в состоянии здоровья (частые головные боли, бессоница и др.), физические повреждения (порезы на руках и др.) и т.п.
МАРКЕРЫ РИСКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ.
На что должны обратить внимание педагоги: изменение внешнего вида обучающегося, отгороженность от школьной жизни, ухудшение работоспособности, небрежное отношение к своим школьным принадлежностям (при прежней аккуратности), частые пропуски занятий без уважительной причины (отсутствие на определенных уроках), резкие и необоснованные вспышки агрессии, рисунки на тему смерти на последних страницах тетрадей; тема одиночества, кризиса, утраты смыслов в сочинениях на свободную тему или в размышлениях на уроках гуманитарного цикла; двигательное возбуждение, частые вспышки агрессии, беспричинная озлобленность, повышенный тон разговора, конфликтность/обидчивость при контактах со сверстниками и взрослыми, замкнутость и закрытость ребенка в межличностном общении и т.п.
МАРКЕРЫ РИСКА ДЛЯ СВЕРСТНИКОВ.
Что могут увидеть сверстники: стремление к уединению, резкие перепады настроения (несвойственные раннее), повышенная агрессивность, аутоагрессия (в том числе словесные ключи), изменения внешнего вида, интерес к теме смерти (способам самоубийства), уныние, изменение интересов, склонность к неоправданно рискованным поступкам, замкнутость и закрытость ребенка в межличностном общении и т.п.
Жизненные обстоятельства, способные усугубить эмоциональное состояние подростка.
Каждый человек имеет свой индивидуальный эмоциональный порог. К «срыву» может привести крупное эмоциональное потрясение или цепь мелких травмирующих переживаний, которые постепенно накапливаются. Расставание с родными, домом, привычным укладом жизни, столкновение со значительными физическими, моральными и интеллектуальными нагрузками, незнакомая обстановка и атмосфера могут показаться подростку трагедией всей его жизни. Развод родителей, смерть или несчастье с кем-либо из близких, личные невзгоды, могут стать причиной возникновения суицидальных мыслей и настроения.
Алгоритм
действий в случаях обнаружения признаков суицидального поведения несовершеннолетнего
Действия педагогов при выявлении особенностей
психо-эмоционального состояния несовершеннолетнего
- Если подросток открыто высказывает намерение уйти из жизни - это должно восприниматься серьезно. Эти заявления можно интерпретировать как прямое предупреждение о готовящемся самоубийстве. В данной ситуации необходимо:
1.1. Сообщить о суицидальной попытке родителям и вызвать их в образовательное учреждение.
1.2. Проинформировать руководителя учреждения о создавшейся ситуации.
1.3. Организовать в образовательной организации необходимую психологическую помощь несовершеннолетнему и его родителям или иным законным представителям с целью снятия остроты психо-эмоционального состояния ребенка.
1.4. В случае необходимости проконсультироваться врачей- психиатров (список прилагается).
1.5. Педагогу следует проявить выдержку, спокойствие, предложить подростку помощь, не отпускать из своего кабинета, пока не будет оценена степень риска. Установить доверительный контакт с ребенком, проявить участие к состоянию ребенка, оказать эмоциональную поддержку. При необходимости пригласить школьного психолога для коллегиальной оценки степени риска.
В случае если ребенок не идет на контакт, можно предложить ему позвонить на экстренную линию Детского телефона доверия 8-800-2000-122 (работает круглосуточно).
1.6. Содействовать их обращению родителей (иных законных представителей) либо несовершеннолетнего старше 15 лет к специалистам (психологу, врачу-психиатру).
Предоставить им информацию о возможности получения дополнительной помощи в организациях и службах, осуществляющих специализированную работу с несовершеннолетними (список прилагается).
1.7. Оказать помощь родителям или иным законным представителям в поисках и исключении источников провоцирования суицидального поведения. Поиск школьных факторов и причин состояния ребенка.
2. Если подросток проявляет особенности психо-эмоционального состояния и открыто не высказывает намерение уйти из жизни:
-
- Необходимо установить эмоциональный контакт и доверительное общение «сопереживающего партнерства»: «Чувствую, что что-то происходит. Давай поговорим об этом»; «Чувствую, что ты подавлен. Иногда мы все так чувствуем себя. Давай обсудим, какие у тебя проблемы, как их можно разрешить». Проявить участие к состоянию ребенка, оказать эмоциональную поддержку.
В случае если ребенок (подросток) не идет на контакт с родителями, можно предложить ему позвонить на экстренную линию Детского телефона доверия 8-800-2000-122. Линия работает круглосуточно.
-
- Проинформировать руководителя учреждения о создавшейся ситуации.
- Организовать в образовательной организации необходимую психологическую помощь несовершеннолетнему и его родителям или иным законным представителям с целью снятия остроты психо-эмоционального состояния ребенка.
- Проинформировать родителей (законных представителей) о состоянии ребенка. Предоставить родителям или иным законным представителям информацию о возможности получения дополнительной помощи в организациях и службах, осуществляющих специализированную работу с несовершеннолетними. Содействовать обращению подростка к специалистам (педагогу - психологу, врачу - психиатру).
- Обеспечить более тщательное наблюдение за любыми изменениями в поведении подростка в школе. Тесно контактировать с родителями. В случае отрицательной динамики состояния ребенка содействовать обращению подростка к специалистам, осуществляющим специализированную работу с несовершеннолетними (список прилагается).
3. В случае, если несовершеннолетний совершил попытку суицида вне дома необходимо:
1. Вызвать бригаду скорой медицинской помощи для оказания необходимой специализированной медицинской помощи, решения вопросов госпитализации в профильное отделение медицинской организации согласно самоповреждениям либо в ГУЗ «Тульская областная психиатрическая больница №1 им. Н.П. Каменева».
2. Сообщить о попытке суицида родителям и вызвать их в учреждение либо иное место, где пребывает ребенок.
3. Подготовить и предоставить в учреждение здравоохранения в письменном виде полную информацию о случившейся суицидальной попытке, а также характеристику, содержащую полную информацию о ребенке, особенностях его характера, отразить в случае возникновения в последнее время изменений в его поведении и высказываниях.
В соответствии со ст. 29 Федерального Закона от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» госпитализация несовершеннолетнего в психиатрическую больницу может осуществляться без согласия родителей.
Действия родителей или иных законных представителей при выявлении особенностей психо-эмоционального состояния несовершеннолетнего
1. Беседа с ребенком.
Необходимо создать условия для спокойного разговора. Следует показать ребенку, он не останется без внимания родителей, и вы готовы помочь ему справиться с возникающими трудностями. Необходимо установить эмоциональный контакт и доверительное общение «сопереживающего партнерства»: «Чувствую, что что-то происходит. Давай поговорим об этом»; «Чувствую, что ты подавлен. Иногда мы все так чувствуем себя. Давай обсудим, какие у нас проблемы, как их можно разрешить»; «Ты много значишь для меня, для нас. Меня беспокоит твое настроение. Поговорим об этом»; «Расскажи мне, что ты чувствуешь. Я действительно хочу тебя понять»; «Я чувствую, что ты ощущаешь себя виноватым. Давай поговорим об этом»; «Ты сейчас ощущаешь усталость, недостаток сил. Давай обсудим, как это изменить».
- Оценка серьезности намерений и чувств ребенка.
Если ребенок уже имеет конкретный план суицида, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны. Оценить глубину эмоционального кризиса возможно с помощью специалистов.
3. Установка последовательности событий, которые привели к трудной жизненной ситуации.
Разговор стоит проводить в случае, если вы уверены, что подозрения не напрасны. Прояснить ситуацию и помочь ребенку проговорить мысли о смерти. Понять и разделить эмоциональное состояние ребенка. Выяснить, связанны ли мысли о смерти с детско-родительскими отношениями. Если «да», то с какими именно. На протяжении всего разговора с ребенком укреплять доверительные отношения.
Расспросить ребенка о его намерениях совершить суицид. Выяснить, каким средством он намерен лишить себя жизни. Чем более подробно разработан план, тем выше вероятность его осуществления. Узнать о причине таких намерений. Проговорить, какие чувства ребенку трудно выносить, что он думает о суициде, помочь высказаться.
4. Анализ ситуации.
Проанализировать собранную в беседе информацию. Не следует воспринимать заявления ребенка о возможном суициде как шантаж. К любым словам подростка, касающимся данного вопроса, нужно относиться максимально внимательно. Оценить глубину эмоционального кризиса возможно с помощью специалистов.
Обсудить с ребенком совместный план последовательных действий по преодолению трудной ситуации. При этом говорить как равный; а не как старший. Быть на его стороне, не принимать сторону людей, которые причиняют ему боль. Дать возможность ребенку найти свои собственные ответы, даже если знаете очевидное решение или выход.
- Посещение групповых занятий для повышения психолого-педагогической компетентности во взаимоотношениях с ребенком. Совместный с ребенком поиск внутренних личностных ресурсов в проживании трудной жизненной ситуации.
- Наблюдение за ребенком.
Быть внимательными к любым изменениям в поведении ребенка. Установить тесный контакт с педагогами. При отрицательной динамики состояния ребенка, в случае вероятности выхода ситуации из-под контроля, убедить подростка обратиться за помощью к специалисту. При отказе со стороны подростка обратиться за специализированной помощью лично.
7. Обращение за получением квалифицированной помощи к психологу и (или) к врачу (психотерапевту, психиатру).
Телефон доверия Кризисного центра ГУЗ «Тульская областная психиатрическая больница №1 им. Н.П. Каменева» - 8-800-550-65-86.
Контактные данные государственных и муниципальных служб практической психологии
Наименование учреждения |
Место нахождения |
Телефон для записи на прием к кризисным психологам (с 9.00 до 18.00 в рабочие дни) |
Контакты кризисного психолога |
Государственное учреждение дополнительного образования Тульской области «Областной центр «ПОМОЩЬ» |
г. Тула, ул. Буденного, д. 50 а |
8(4872)- 31-22-53 |
(круглосуточно) 8-910-941-96-55, Авилова Марина Юрьевна |
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр психолого-педагогического и социального сопровождения» |
г. Тула, ул. Галкина, д. 17 |
8(4872)- 47-31-01 |
- |
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» |
г. Алексин, ул. 50 лет ВЛКСМ, д. 10 |
8(48753)- 6-74-77, 6-75-23 |
- |
Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Дворец детского (юношеского) творчества» - Консультативно-методическая психоло-педагогическая служба |
г. Ефремов, ул. Свердлова, д. 45 |
8(48741)- 6-13-36 |
(ежедневно с 9.00 до 20.00) 8-910-703-67-78 Закуповская Татьяна Николаевна |
Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Центр психолого-педагогической и социальной помощи» муниципального образования Киреевский район |
г. Киреевск, ул. Октябрьская, д. 56 |
8(48754)- 6-34-67 |
(ежедневно с 8.00 до 20.00) 8-953-970-44-99, Бунина Нина Юрьевна |
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детский оздоровительно-образовательный центр» |
г. Новомосковск, ул. Первомайская, д. 21 |
8(48762)- 2-44-40 |
- |
Муниципальное бюджетное учреждение муниципального образования Плавский район «Доверие» |
г. Плавск, ул. Ленина, д. 4 |
8(48752)- 6-55-25 |
- |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования» |
г. Узловая, ул. Смоленского, д. 9 а |
8(48731)- 5-19-04 |
(круглосуточно) 8-920-748-44-10, Чунихин Юрий Алексеевич |
Муниципальное казенное учреждение «Центр обеспечения деятельности системы образования Щекинского района» |
г. Щекино, ул. Шахтерская, д. 21 |
8(48751)- 5-24-40 |
- |
Контактные данные психиатрических служб
В соответствии со статьей 23 Закона Российской Федерации от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» психиатрическое освидетельствование несовершеннолетнего с целью выявления нуждаемости в психиатрической помощи проводится по его просьбе или с его согласия, в отношении несовершеннолетнего в возрасте до 15 лет - по просьбе или с согласия его родителей.
Телефон доверия Кризисного центра ГУЗ «Тульская областная психиатрическая больница №1 им. Н.П.Каменева» - 8-800-550-65-86.
По вопросам обследования несовершеннолетних следует обращаться к врачам–психиатрам:
Польшакову Виктору Владимировичу – прием детей, проживающих в Тульской области, осуществляется на базе ГУЗ «Тульская областная детская клиническая больница», запись по телефону: 8(4872) 48-00-20;
Козлову Александру Александровичу - консультативный прием осуществляется в ГУЗ «Областной психо-невралогический диспансер» по адресу: г. Тула, ул. Осташева, д. 18, запись по телефону: 8(4872)-33-83-75;
Болтневой Екатерине Николаевне - прием осуществляется в Диспансерном отделении ГУЗ «Областной психо-невралогический диспансер» по адресу: г. Тула, ул. Демидовская, д. 50, запись по телефону: 8(4872)-33-83-75 (прием несовершеннолетних в возрасте от 15 до 18 лет);
Большовой Ольге Михайловне - прием осуществляет в детской поликлинике ГУЗ «Городская больница № 2» по адресу: г. Тула, ул. Дегтярева, д. 52 (обслуживаются жители Зареченского, Привокзального округов города Тулы);
Бариновой Ладе Игоревне - прием осуществляется в детской поликлинике ГУЗ «Детская городская клиническая больница» по адресу: г. Тула, ул. Оборонная, д. 21 (тел.: 33-80-38), а также в ГУЗ «Областной психо-невралогический диспансер» по адресу: г. Тула, ул. Осташева, д. 18 (тел.: 8(4872)-33-85-75) (обслуживаются жители Центрального, Советского, Пролетарского округов города Тулы).
Детские врачи-психиатры ведут прием в:
городе Алексине - ГУЗ «Алексинская районная больница им. Снегирева» по адресу: г. Алексин, ул. Строителей, д. 3, тел. 8(48753)-4-24-53;
городе Новомосковске - филиал ГУЗ «Областной психо-невралогический диспансер» по адресу: г. Новомосковск, ул. Садовского/Московская, д. 29/31, тел.: 8(4872)-33-83-75;
Узловском районе - филиал ГУЗ «Областной психо-невралогический диспансер» по адресу: п. Каменецкий, ул. Каменецкая, д. 10 а, тел.: 8(4872)-33-83-75.
Прием детей в ГУЗ ТО «Центр детской психоневрологии» ведет детский врач-психиатр Осмоловская Надежда Евгеньевна, по адресу: г. Тула, ул. Бундурина, д. 43. Телефон регистратуры: 8(4872)-36-76-43.